Отечественный страховой рынок по-прежнему сталкивается с множеством проблем, центром которых является незавершенная реформа ОСАГО. По какому пути должно развиваться моторное страхование? Как быстро и серьезно рынок изменят новые технологии? Насколько реален рост в страховании жизни? Об этих и других проблемах российского страхования с корреспондентом портала «Страхование сегодня» беседует генеральный директор компании «АльфаСтрахование» Владимир Скворцов.
Мария Жилкина,
Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ)
Владимир Юрьевич, как вы оцениваете результаты 2016 года для всего страхового рынка и вашей компании? Можно ли его считать достаточно успешным?
У меня от 2016 года ощущения смешанные. С одной стороны, нельзя не признать, что рынок вырос достаточно серьезно, на 15,9 %, это выше наших ожиданий в начале прошлого года. С другой стороны, к положительным ощущениям примешиваются и некоторые негативные: рост рынка был связан, в основном, с ростом страхования жизни, а каско показало падение, ОСАГО – жесткое падение в 3-4 квартале, хотя начало года еще демонстрировало остатки прошлых влияний от повышения тарифа. Чисто номинальный рост в ДМС – в 3-4 %, что с учетом инфляции и прочих факторов – по сути, есть стагнация.
Сегменты обеспечившие рост – лишь локальные победы, а в целом, ситуация пока не блестящая. Что касается 2017 года, некоторые аналитики, эксперты и чиновники говорят, что ситуация изменилась и мы увидим признаки роста, но мне кажется, рост если и будет, то незначительный. Пока экономика находится еще в опасной зоне, может, не в «красной», падения ВВП не будет, будет рост, но тоже не самый значительный. Как следствие, страховой рынок будет расти медленными темпами или не будет расти во всех или в некоторых сегментах. Страхование жизни будет расти и в 2017 году, но на остальном рынке ситуация останется тяжелой.
Рентабельность в таком важном сегменте, как ОСАГО, очень плохая. За январь выплаты превысили премии, понятно, что это один месяц, короткий, в котором возможны всякие флуктуации, тем не менее, это очень тревожный симптом. Не прекращается борьба с автоюристами и мошенниками, но пока ничего, что могло бы нас успокоить и обнадежить, мы не видим. Законопроект о натуральном возмещении появляется и вступает в силу гораздо позже, чем все хотели. При этом положения законопроекта в процессе внесения поправок ухудшаются. В итоге, после его вступления в силу, мы ожидаем, что ситуация не станет хуже, чем была раньше, но и счастья мы тут тоже пока не видим.
Свои результаты оцениваем как неплохие – росли быстрее рынка, увеличили долю, но надо понимать, что основным драйвером и у нас тоже было страхование жизни, хотя мы росли и в других сегментах, в том числе в каско, ДМС и ОСАГО (хотя последнее – это скорее был вынужденный результат, чем осознанное решение). Наверное, одним из важных факторов роста доли «АльфаСтрахование» явилась и консолидация рынка, тенденция, общая для всей индустрии. Мы многое делали для наших клиентов, продолжали активно работать над улучшением клиентского сервиса, предлагали новые продукты, что тоже повлияло на рост доли в таких рыночных сегментах, как каско и др. Таким образом, я доволен результатами работы компании, но поскольку общая ситуация на рынке неблагоприятная, мы все время должны находиться в хорошей форме, быть собранными и настороженными.
Страхование жизни растет, но насколько рост доброкачественный, не вызван ли он целиком только фактором перекладывания средств граждан из депозитов и не закончится вместе с этим процессом?
И да, и нет. Рост рынка, безусловно, связан с перетоком сбережений из депозитов, в первую очередь, в инвестиционное страхование жизни. Но я не считаю, что это разовая, временная тенденция, скорее, это тренд, который уже не изменится. Доля сбережений граждан, которые находятся на депозитах, в Российской Федерации значительно больше, чем в других странах. Снижение процентных ставок приводит к тому, что граждане диверсифицируют свои сбережения, перенаправляют часть депозитов в страхование жизни и в управляющие компании, это совершенно нормальная, объективная, правильная, здоровая тенденция.
С другой стороны, мне бы хотелось, чтобы и классическое накопительное страхование жизни росло так же быстро, как инвестиционное, потому что это более долгосрочные отношения между клиентом и страховой компанией, это ежегодные взносы, это не разовая операция, а более правильное, стабильное и качественное сотрудничество. Я думаю, это просто вопрос времени, мы начинаем с одного сегмента, а потом можем надеяться и на развитие накопительного страхования. Но и инвестиционное страхование – это совершенно нормальный инструмент, для людей – хорошая альтернатива депозитам.
Сейчас на инвестиционное страхование приходится у нас не менее 90 % сборов по страхованию. В идеале нам хотелось бы в сборах новой премии видеть условно соотношение 50 на 50 инвестиционного и классического страхования. Но я считаю, что желание страховой компании здесь не главное, мы должны учитывать делания клиентов, а для них удобнее и понятнее пока такой инструмент, как инвестиционное страхование. Поэтому мы идем от желания клиентов и партнеров (а это банковская дистрибуция), и начинать с таких продуктов в каком-то смысле проще. Когда перейдем и перейдем ли вообще к более классическим продуктам – я бы не стал делать долгосрочные прогнозы, жизнь покажет, ситуация трудно предсказуемая, на нее влияет слишком много факторов – клиентские предпочтения и поведение, дистрибуция, регуляторные нормы, связанные с налогами и резервами, продуктовый ассортимент. Но мы прикладываем усилия, чтобы это направление развивалось.
Вы ориентируетесь только на розничных клиентов-физлиц, или планируете развивать и корпоративное страхование жизни, пенсий?
Мы говорим в основном о розничном клиенте. Доля розничного бизнеса на рынке страхования жизни очень невысока – корпоративное страхование есть, но это действующие старые программы, поддержание договоров, подписанных «в тучные годы», а новых клиентов на этом рынке крайне мало. То же и в ДМС: социальная политика предприятий довольно сдержанная, и рост рынка ДМС на 4 %, повторюсь, стоит рассматривать скорее как падение – в условиях инфляции и роста цен ЛПУ. А ведь страхование жизни сотрудников – это уже следующая ступень в формировании соцпакета, сначала обеспечивается ДМС, страхование от несчастных случаев, если речь об опасном производстве, а страхование жизни или пенсий – только следующий шаг, когда базовая программа уже хорошо работает и развивать ее дальше некуда. Но пока даже в ДМС есть масса возможностей для развития программ, которые корпоративные клиенты не могут или не хотят себе позволить, хотя мы много об этом с ними разговариваем. Продвижение будет, но сроки зависят, опять же, от экономики – когда бизнес наших клиентов позволит им такое увеличение расходов.
Ваша компания заявляла об амбиционных задачах в медицинском страховании – предоставление в регионах услуг, по качеству сопоставимых с центром, донесение до каждого HR-а преимуществ ДМС. Удалось ли все это реализовать?
Мы проделали большой путь в части пропаганды медицинского страхования, объяснения, зачем и какие программы нужны и доступны в разных регионах. Мы достаточно много сделали по унификации наших программ для федеральных клиентов, качества медицинской помощи и наполнения программы в разных городах. Конечно, между ЛПУ в Москве, крупных мегаполисах и небольших городах разница есть, но мы стараемся добиться максимально возможной унификации.
Многое делается в поддержку HR-ов. Такие новации, как электронный «личный кабинет», HR-портал и электронный полис подняли удобство пользования услугой ДМС, по сравнению, например, с тем что было 5 лет назад, на совершенно новый уровень. Если раньше были бумажные или пластиковые полисы, печатные списки и т.д., то сегодня наши застрахованные (хотя и не в каждом городе) могут через сайт или через мобильное приложение записаться в лечебное учреждение по их программе. Это гораздо понятнее, проще, удобнее и, соответственно, имеет большую ценность для клиентов. И в целом, понимание клиентами ценности услуги растет – это касается не только ДМС, но и ОМС.
Конечно, ОМС – это другая вселенная, это не совсем страхование. Однако сервисная составляющая в ОМС тоже растет. Мы – страховое сообщество – вместе с Минздравом в 2016 году активно продвигали тему работы страховых представителей. Количество звонков застрахованных и объем оказанной помощи клиентам растет кратно. Мы также ввели мобильное приложение для ОМС, оно, конечно, не такое продвинутое, как по ДМС, не всегда можно записаться на прием онлайн, особенно в регионах, тем не менее, движение здесь есть.
Часто бытует мнение, что страховая индустрия – очень консервативная, традиционная, отстающая, долго раскачивается, все уже все делают через айфоны, а страховщики все еще выдают квитанции. Это совсем не так – многое делается на современном уровне, не хуже, а то и лучше, чем в тех индустриях, которые считают себя продвинутыми. Но многое пока делается в страховании и по старинке, и впереди дорога гораздо более длинная, чем мы прошли. Но движение началось, оно очень быстрое, через 2-3 года мы не узнаем нашу индустрию. Что было еще 5 лет назад, и что через 3 года – это будет небо и земля. Например, если посмотреть на е-ОСАГО, которое с 1 января 2017 года стало обязательным для страховщиков, сегодня 8-9 % полисов ОСАГО уже выписывается через интернет – это на самом деле огромный процент.
Но страховые компании ожидают огромных убытков в связи с е-ОСАГО?
Ну что поделать, не все сразу бывает гладко. Проблемы рынка ОСАГО в другом – в автоюристах и мошенниках, в недостаточности тарифа. Здесь есть непобежденные болезни, и неизвестно, когда их удастся победить. А с точки зрения удобства пользования, проникновения страхования, технологичности мы движемся в правильном направлении.
Сколько мошенников из 39 с лишним миллионов человек, застрахованных по ОСАГО? Десятые доли процента.
Ну это если не считать того, что сейчас и к добропорядочному гражданину, не планировавшему никакого мошенничество, прямо на место ДТП спешит автоюрист…
Да. Только клиент, в момент когда у него выкупают убытки на месте ДТП, не думает о том, что он причиняет зло страховой компании, он думает о своих деньгах. Он в стрессе, к нему приехал человек, называющий себя аварийный комиссар, приехал раньше ГИБДД, предложил оформить и подписать бумаги – и клиент подписал. Я клиента в этом очень хорошо понимаю, он делает, в общем-то, правильно. Это мы с теми, кто приехал, не можем правильно разобраться, это проблема всей индустрии. Я надеюсь, что закон по натуральному возмещению поменяет ситуацию к лучшему, хотя совершенно точно – не вылечит, потому что в нем есть свои нерешенные проблемы (выплаты без износа и пр.)
Но в целом, если не брать во внимание эту составляющую, рынок меняется к лучшему, становится более цивилизованным. По страхованию выезжающих за рубеж большая доля клиентов покупает полисы онлайн, и никаких проблем нет. В каско внедряются новые продукты, телематика, все больше распространяются франшизные продукты, кроме того люди стали лучше ездить.
Рынок изменился навсегда, или это временное следствие кризиса – стремятся купить полис дешевле, меньше ездят, меньше убытков?
Нет, я думаю, отката назад не будет. Кризис, конечно, мешает нам – у людей меньше денег, чтобы страховаться. Но если клиент попробовал страховаться с франшизой, экономит на этом, то он уже вряд ли будет страховаться без франшизы, даже когда денег станет больше.
Каким вы видите ближайшее будущее рынка каско? Тарифы идут вниз, следует ли ожидать обострения конкуренции и демпинговых тенденций в сегменте каско?
Да, это может быть. Рынок каско не стоит рассматривать в отрыве от ОСАГО – это рынок моторного страхования. На фоне лимитов по ОСАГО мы увидели, как большое количество клиентов, которые раньше страховали каско, стали от него отказываться либо переходить на усеченные страховые продукты. Возможно, как отдельный рынок каско и будет стагнировать, с точки зрения объемов.
Но если говорить про более далекую перспективу, рынок моторного страхования в целом очень сильно поменяется, потому что меняются автомобили, разрабатываются новые системы, в том числе беспилотные… Это очень серьезно изменит и индустрию автострахования.
Я думаю, в течение нескольких следующих лет моторное страхование в целом будет расти, но когда с какой скоростью – зависит от динамики продаж новых автомобилей. А об этом мы не знаем даже, что будет в этом году. В январе продажи сильно упали. Хотя некоторые аналитики считают, что в 2017 году будет нулевой или даже положительный темп роста.
Как вы оцениваете перспективность страховых продуктов с телематикой? Насколько российский гражданин готов поставить такое устройство на свой автомобиль?
Телематика скоро будет неотъемлемой частью любого автомобиля, она будет встроенной. Наш опыт показывает, что люди совершенно нормально пользуются телематикой. Но телематика быстро меняется, есть разные устройства – встраиваемые, отдельные, привязанные к телефону.
Мы убеждены, что использование телематики в автостраховании совершенно точно будет развиваться. А вот как ее использовать – более сложный и важный вопрос (для оценки стиля вождения, для понимания того, как человек ездит – и им самим, и страховой компанией). Надо сделать так, чтобы для клиента это было удобно, понятно, прозрачно, чтобы он не думал, что это слежка за ним, а знал, что это помощь ему, чтобы видел в этом ценность. Уже сейчас около 3% наших клиентов по автокаско используют телематику.
«АльфаСтрахование» сегодня является одним из ведущих игроков на рынке авиационного страхования. Почему вы присутствуете на этом рынке и довольны ли результатами работы по этому виду страхования?
Мы стремимся присутствовать на всех рынках. В авиастраховании мы занимаем лидирующую позицию потому, что в свое время выбрали правильный момент для покупки компаний «Авикос-Афес» и «Москва», важной составляющей нашего положения был неорганический рост.
Рынок интересный. Говорить о том, что рынок именно авиастрахования сейчас растущий мы не можем, там все не просто, количество авиакомпаний вряд ли будет быстро увеличиваться. Тарифы в авиастраховании связаны с мировыми трендами.
Но если брать рынок авиакосмического страхования в целом (включая и авиа, и космическое страхование, и страхование пассажиров), его долгосрочные перспективы достаточно привлекательные. Летать будут больше. Хотя рост или падение пассажиропотока находится в прямой зависимости от роста ВВП, я думаю, в такой большой стране как Россия в любом случае не обойтись без авиационных перевозок, а может быть когда-нибудь даже и космических. Так что отрасль перспективная, интересная. Она позволяет использовать наши преимущества – сервис, профессионализм, умение работать с перестраховщиками, и мы чувствуем себя здесь уверенно.
Что касается страхования авиапассажиров, то довольно большой процент этих полисов сейчас продается на сайтах авиакомпаний. Авиакомпании несомненно будут развивать продажи на сайтах, и наши отношения с авиакомпаниями помогают нам работать в этом сегменте. С другой стороны, это современные технологии, удобство для клиентов, продуктовая составляющая, и здесь мы тоже чувствуем силы улучшать позиции и развивать сервис.
Верим в космическое страхование – рано или поздно космические полеты станут частыми, там-то мы и развернемся.
Вы упомянули M&A, на этом рынке Ваша компания была достаточно активной. Готова ли Ваша компания к новым покупкам или ничего интересного на рынке уже не осталось?
Не могу сказать, что ничего не осталось. Есть компании, которые могло бы быть интересно купить, вопрос в цене. Несмотря на то, что мы являемся одной из компаний, лидирующих по количеству приобретений, на самом деле мы очень консервативны в своих сделках. Я всегда помню статистику о том, что большая часть сделок M&A в результате разрушают стоимость для акционеров, оказываются гораздо хуже планов и т.д. У нас пока все сделки были лучше плана, шли с опережением наших прогнозов. Я считаю, что это следствие очень тщательного подхода – и с точки целей покупки, и с точки зрения цены. Все без исключения купленные компании были интересны нам не только в части клиентского портфеля, но и персонала, команд, которые там были. У нас в компании «АльфаСтрахование» теперь можно встретить сотрудников всех компаний, которые мы когда-либо приобретали. Конечно, команды сохранялись не полностью, устранялись дублирующие функции, кто-то уходил, но тем не менее, значительную часть специалистов мы интегрировали, и они продолжают работать.
А вот по поводу цен мы действительно подходим очень консервативно, потому что для «АльфаСтрахование» всегда есть альтернатива, решать задачи органически или неорганически, все имеет свою цену, и переплачивать мы не готовы. А кто-то считает, что ему проще купить компанию, чем развивать что-то самостоятельно. Мы всегда понимаем, как можно увеличить свою долю в том или ином сегменте, всегда сравниваем.
Если ретроспективно смотреть на Ваши сделки, главной целью было все же получение доли на узких конкретных рынках (авиа, медицина), а не общий прирост портфеля?
Абсолютно верно. Я не очень верю в успешность «большой покупки», последующего слияния двух крупных компаний – это повлечет за собой огромные временные, человеческие и денежные издержки по интеграции. Предположим, сливаются две компании с развитой филиальной сетью – это значит, что в каждом городе нужно будет выбрать одного руководителя филиала и т.д. Это очень сложный процесс, и мне кажется, провести его в короткие сроки практически невозможно, а времени на интеграцию всегда очень мало, потому что людям нужна определенность, они не будут ждать. У нас все интеграционные процессы занимали не более нескольких месяцев, а все что за пределами нескольких месяцев – это уже убыточно. Так что я с очень большим скепсисом относился бы к глобальным сделкам присоединения очень крупных компаний.
Как в этом свете можно рассматривать сделку по покупке «Росгосстраха»?
Строго говоря, там не идет речь о прямом слиянии двух крупных игроков, сделка более сложная, и реальной информации по ней мало. Думаю, если сделку удастся нормально завершить до конца, это войдет в учебники. Но все же, когда даже крупная компания покупается новым игроком, высоких издержек на слияние нет. Именно поэтому те, кто только входят на рынок, могут позволить себе заплатить за компанию дороже, чем те, которые на рынке уже присутствуют – это плата за вход. Если мне не надо создавать инфраструктуру, то я за нее платить не готов, она у меня уже есть. А у кого ее нет – он готов за нее платить. Для них готовая филиальная сеть, IT-система – это плюс, а для действующей компании – минус, добавляющий к цене еще и затраты на интеграцию.
Ожидаете ли Вы еще каких-то сделок M&A на нашем рынке?
Мое мнение, которое не меняется на протяжении последних нескольких лет, что консолидация будет идти дальше.
Она будет идти через M&A или сократить число компаний поможет регулятор?
По-разному, и через сделки в том числе. Уход компаний в последнее время был довольно мирным, передачи и сокращения портфелей идут очень корректно. Каких-то громких историй, банкротств я не ожидаю. Но консолидация и возможный уход ряда игроков объективно неизбежны, вопрос – когда, каким образом, это я предсказывать не берусь.
Что Вы думаете по поводу появления РНПК? Какие изменения она создаст на рынке перестрахования?
Мы поддерживаем политику Центрального Банка. РНПК в той конструкции, которая есть сейчас, имеет очевидные плюсы – возможность перестрахования санкционных рисков, сокращение или по меньшей мере удорожание «схем». Опасность РНПК заключается в том, что они могут захотеть больше, чем обязательная 10 %-ная цессия, что они станут одновременно и игроком, и регулятором. Пока идет притирка, безусловно, вопросы взаимодействия между РНПК и страховщиками есть, но эти вопросы и сложности пока решаются достаточно конструктивно. В то же время мы пока не видим от РНПК той поддержки по санкционным рискам, какая была обещана.
А у Вас в портфеле есть санкционные риски?
Мы, как и другие компании, участвуем в пуле с брокером «РТ-Страхование», там есть санкционные риски. Аппетит РНПК к санкционным рискам пока небольшой. Рынку и клиентам нужно, чтобы компания брала по таким рискам больше, чем 10 %, для этого она создавалась. Они двигаются в эту сторону и обсуждают со своим акционером, Центральным Банком, возможность увеличения собственного удержания по санкционным рискам. Я надеюсь, что это будет сделано.
Воспринимаете ли Вы РНПК как конкурента по входящему перестрахованию?
Входящее перестрахование занимает у нас небольшую долю и основано на взаимном размещении бизнеса. Конечно, они забирают с рынка перестрахования 10 % в принципе, доля иностранных перестраховщиков снижается, но является ли это важным для рынка, можно будет сказать только по итогам 2017 года. Пока сильного давления я здесь не ощущаю.
Как Вы оцениваете другое регуляторное новшество – вступивший в действие с нового года новый план счетов, на который должны были перейти все страховщики?
Если честно, я не понимаю, почему это – проблема. Не так давно один мой коллега мне плакался, как тяжело было перейти на новый план счетов. Я спросил у себя в компании: почему мне ничего не говорят про трудности, связанные с планом счетов, мы что, не перешли на новый план счетов? Перешли, но сделали спокойно, хотя эта работа была не простой. Я считаю, в этом нам помогли, в целом, достаточно высокий уровень понимания нашей командой проблематики этих изменений и IT-поддержка. И затраты были не особенно высоки.
Подводя итоги нашей беседы, хотелось бы услышать Ваш прогноз развития розничного страхования в ближайшем будущем?
Основным определяющим фактором для многих компаний остается ОСАГО, потому что доля этого бизнеса в розничном портфеле очень большая. Для «АльфаСтрахование» это не так критично – у нас доля ОСАГО меньше 15 %, но на розничный бизнес оно все равно влияет, большинство наших розничных клиентов так или иначе застрахованы по ОСАГО. Но есть и такие виды, как страхование выезжающих за рубеж, пассажиров и т.д., которые не связаны с ОСАГО совсем.
То есть в принципе работать в рознице без лицензии на ОСАГО возможно?
Конечно, возможно. Но это сложнее, надо по-другому думать про точки входа к клиенту, про какие-то маркетинговые инструменты.
Да и в принципе это неправильно, что такой большой и важный сегмент рынка, как ОСАГО, лихорадит. Мы все – и страховое сообщество, и Центральный Банк – должны приложить все возможные усилия, чтобы этот рынок выздоровел. Я не считаю, что мы должны получать с ОСАГО какие-то фантастические деньги. Это обязательное страхование, которое ни в одной стране мира не приносит каких-то сверхдоходов, но финансовый результат все же должен быть в положительной зоне. Страховщики – коммерческие организации, и должны иметь возможность зарабатывать, в том числе и на ОСАГО.
Глобально единственной правильной дорогой я считаю либерализацию тарифов, постепенное освобождение тарифов от регулирования через постепенное расширение тарифного коридора.
Надо ли сохранять публичность договора ОСАГО? Ведь во многих странах можно оставить без полиса слишком убыточного клиента, через заградительный ли тариф или как-то еще…
Это более сложная тема. Вообще, когда мы говорим об обязательных видах страхования или тех, где есть слишком большая разница между клиентами, должны быть некие механизмы выравнивания убыточности. В том же ОМС по всех странах применяются сложные, самонастраивающиеся механизмы, позволяющие сделать так, чтобы страховые компании не отказывали клиенту.
Глобально я скорее за то, чтобы рынок был либерализован полностью. Возможно, какие-то клиенты при этом теоретически могут остаться без полиса или с узким покрытием. Но пока об этом говорить рано. Мы должны исходить из того, что договор публичный, обязательный, и мы не имеем права отказывать убыточным клиентам, пока у нас есть прибыль.
И наши задачи, и действия Центрального Банка должны быть направлены на постепенное движение в сторону либерализации тарифов. Те страхи, которые были у нас 5-10 лет назад, когда мы боялись, что кто-то начнет демпинговать, соберет деньги и убежит, сейчас, как мне кажется, не актуальны. Мы, как рынок, готовы противостоять такого рода преступным действиям. И от либерализации сейчас останавливает только то, что есть автоюристы, которые забирают себе деньги. Регулятор опасается, что расширение тарифного коридора приведет к перекладыванию на потребителя проблемы автоюристов. Поэтому мы должны максимально сузить и ограничить рамки такого мошеннического и квазимошеннического вытаскивания денег из страховых компаний.
Конечно, совсем избежать мошенничества нельзя. Мошенники были, есть и будут, мир устроен не идеально. Но сделать так, чтобы это было не определяющим на рынке, а лишь небольшой частью, и после этого либерализовать тарифы – абсолютно правильно и объективно необходимо.